The White Stripes - Elephant (2003) Garage rock / Blues rock / Punk blues (USA) Слушать весь альбом: vk.cc/atdCbC Детройтская пара Джек и Мэг Уайт с самого начала окружала себя мистическим ореолом: утверждали, что они брат и сестра, использовали мрачную красно-бело-чёрную гамму и цифру 3. К счастью, это единственный недостаток, который могли найти в них строгие критики, буквально умолявшие дуэт "отказаться от своих загадочных шарад". Остальные стороны их творчества, а именно музыка, именовалась не иначе как "работа по измельчению совершенства". Данным эпитетом журнал Rolling Stone описывал их четвёртую пластинку "Elephant", выпущенную 1 апреля 2003 года - альбом, окончательно зацементировавший The White Stripes в статусе рок-н-ролльных богов. Играть музыку в дуэте Джек и Мэг Уайт начали в 1997 году. Он играл на блюзовой гитаре под аккомпанемент её барабанного боя, а в результате получался характерный и свежий звук The White Stripes. Что касается родства, то связывали их отнюдь не братско-сестринские отношения. Пара поженилась осенью 96-го, а легенду и антураж придумали, чтобы, по выражению Джека, "отвлечь внимание аудитории от того, что молодые белые музыканты играли "чёрную" музыку". Их дебютный альбом 1999 года состоял преимущественно из каверов блюзовых стандартов. Через год пара развелась, но им хватило здравого смысла продолжить существование в рамках группы. Альбом 2001 года стал коммерческим порывом, и дуэт обрёл славу популяризаторов классического гаражного рока вместе с такими группами, как The Strokes, The Vines и The Hives. В Уайтах увидели грубое воплощение примитивной, неукротимой рок-музыки, и почести хлынули на них рекой: награды MTV, рейтинги лучших альбомов, превосходные обзоры. Градус нетерпения в ожидании их следующего шага был велик, и как раз тогда нагрянул "Слон". Это был дебют группы на мейджор-лейбле, который мог с равной вероятностью либо укрепить растущий статус группы, либо убить импульс на корню. Конечно, сейчас, когда дуэт канонизирован как один из лучших в истории инди, мы знаем, в какую сторону качнулся этот маятник. На этот раз, в отличие от прошлого альбома, The White Stripes отдалились от гаражного рока в сторону блюз-рока и классического рока. Большая часть пластинки была записана за 10 дней на оригинальном оборудовании 1960 года с аналоговыми настройками на магнитофонную ленту. Альбом позиционировался как восстание группы против технической революции, в буклете была напечатана гордая фраза: "Во время написания, записи, микширования или мастеринга этой записи не использовался ни один компьютер”. Менее чем через четыре недели после релиза Стив Джобс запустит ITunes, и музыкальная индустрия изменится навсегда. И несмотря на техно-протесты, "Elephant" вскоре там тоже появится. Бунтующие против цифровой эры The White Stripes на самом деле были совсем не против пробовать новое и идти туда, где не были раньше. Например, впервые решили изменить своё неписанное правило и использовали бас-гитару. И все же звук, который доминирует на "Seven Nation Army", её только напоминает, являясь по факту риффом полуакустической гитары. Как ни странно, Джек Уайт был вынужден настаивать на том, чтобы песня была выпущена в качестве лид-сингла - лейбл группы голосовал за "There's No Home for You Here". Легендарный гитарный рифф он придумал в Мельбурне во время гастролей. Вначале Джек хотел приберечь его на случай, если его попросят написать песню для Бондианы, но, убедившись в небольшой вероятности такого сценария (предсказатель из него никудышный), решил использовать на альбоме группы. Вдохновением для текста послужило растущее внимание к The White Stripes и чувство одиночества, которое не покидало участников несмотря на славу. "Это песня о сплетнях. Это касается меня, Мэг и людей вокруг нас", - так сам Уайт раскрыл смысл композиции. Второй сингл - кавер песни Берта Бакарака "I Just Don't Know What to Do with Myself" - также стал хитом и добрался до 13 места в Британии. Режиссером черно-белого видео, запечатлевшего танцы Кейт Мосс вокруг шеста, стала София Коппола. Семиминутная "Ball and Biscuit" - самая длинная студийная песня, когда-либо записанная дуэтом. Это простой блюз, пронизанный хвастливым текстом и живым гитарным соло. Трек не был выпущен в качестве сингла, что до сих пор не мешает ему лидировать в опросах о песнях-фаворитах среди поклонников. Очаровательная "Well It’s True That We Love One Another" включает вокал английской певицы Холли Голайтли под звук акустической гитары. Эта песня продолжила игры с мифологией группы и намекала на кровные связи Уайтов даже несмотря на то, что в то время СМИ уже удалось доказать факт их свадьбы. В "In the Cold, Cold Night" солировала Мэг Уайт, тем самым давая возможность отдохнуть от динамики Джека и сосредоточиться на текстах. На "Elephant" каждый любитель рока способен отыскать что-то своё. Интересно, что альбом был выпущен по меньшей мере с шестью разными версиями обложки. Самая распространённая - обложка американской CD-версии с участниками дуэта, сидящими по обе стороны от циркового чемодана. В интервью Q Magazine в 2007 году Джек Уайт сказал: "Если вы внимательно изучите фотографию, то увидите, что мы с Мэг - уши на голове слона. И также это его вид сбоку, с бивнями, расположенными с обеих сторон. Я хотел, чтобы люди вглядывались в обложку альбома, а потом, может быть, через два года, посмотрев на нее в 500-й раз, сказали: "Эй, да это слон!" Как и ожидалось, альбом получил широкое признание критиков, заработав рейтинг 92 на сайте Metacritic. Uncut писал, что их новый успех служит доказательством того, что группа не является обычной "вспышкой в кастрюле" и таблоидным феноменом. Большинство изданий включили пластинку в списки лучших за 2003 год, а позже и за все десятилетие. На сайте Acclaimed Music "Elephant" занял 78 место в списке лучших альбомов всех времён. Пластинка дебютировала с первой строчки в Британии и с 6-й в США, а также завоевала "Грэмми" в категории "Лучший альтернативный альбом" и "Лучшая рок-песня" за "Seven Nation Army". К слову, рифф из этого трека Rolling Stone назвал величайшим из созданных в 21 веке. После выпуска "Elephant" группа записала ещё две студийные пластинки и в начале 2011 года объявила о своём официальном распаде, упоминая "мириады разных причин". Позже в одном интервью Джек Уайт все же рассказал, что основным поводом послужил спад энтузиазма со стороны Мэг. Быть может, имей она больше желания и напористости, группа продолжала бы радовать своих фанатов до сих пор. Оставим это любителям догадок. Есть то, с чем не поспоришь - даже за очень короткий по меркам музыки срок The White Stripes удалось то, на что многим не хватит и целой жизни. Удалось написать главную песню, после которой их точно не забудут.

Теги других блогов: Garage rock Blues rock Punk blues